Информация субъектов –членов МАДВиЗ о Национальной программе «Дальневосточный гектар» с учетом задач Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2020 № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»

23 июля 2020

Информация субъектов –членов МАДВиЗ

о Национальной программе «Дальневосточный гектар» с учетом задач Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2020 № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»

 

23 июля 2020 года

1. Региональный опыт повышения конкурентоспособности дальневосточного гектара для ведения сельского хозяйства, развития фермерских и личных подсобных хозяйств, сельской кооперации

Амурская область

Постановлениями Правительства Амурской области от 15.05.2019 № 271 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», от 31.03.2020 № 158 «Об утверждении Правил предоставления субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (в части грантовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств), для граждан, получивших в безвозмездное пользование земельные участки в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ» предусмотрен дополнительный критерий отбора при участии в конкурсе (2 балла) на получение грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.

За период реализации Федерального закона № 119-ФЗ выдано 50 грантов на общую сумму 116, млн. рублей.

Еврейская автономная область

Предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров. Постановление правительства ЕАО от 16.02.2017 № 34-пп «О порядках предоставления субсидий за счет средств федерального и (или) областного бюджетов, предусмотренных государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области» на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 31.10.2019 №387-пп».

Проблема. Выделенных средств недостаточно для удовлетворения заявок желающих в получении грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров.

Забайкальский край

На территории Забайкальского края востребованность земельными участками для ведения сельского хозяйства, развития фермерских и личных подсобных хозяйств, сельской кооперации на данный момент не востребовано в связи с тем, что условия и порядок предоставления мер поддержек сложен и не понятен простому обывателю.

Камчатский край

По состоянию на 01.07.2020 от граждан получено 444 уведомления о выбранных ими видах разрешенного использования земельных участков, связанных с сельскохозяйственным использованием (88 уведомлений – личное подсобное хозяйство, 356 уведомлений – сельскохозяйственное использование). Из них реально приступили к освоению и ведению сельскохозяйственной деятельности не более 10% граждан.

На территории Камчатского края действуют 4 сельскохозяйственных кооператива. Получатели «Дальневосточного гектара» не желают объединяться в сельскохозяйственные кооперативы по ряду объективных причин (плохие климатические условия, нерентабельность и т.д.).

В связи с чем на территории Камчатского края отсутствует опыт повышения конкурентоспособности «Дальневосточного гектара» для ведения сельского хозяйства, развития фермерских и личных подсобных хозяйств, сельской кооперации.

Приморский край

Постановлением Правительства Приморского края от 10.06.2020 № 521-пп «О предоставлении субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных со стимулированием развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса Приморского края» утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных со стимулированием развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса Приморского края.

Постановлением изменен подход к мерам предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в рамках реализации государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020 - 2027 годы» в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

Меры поддержки направлены на развитие приоритетных направлений в сельском хозяйстве: в отрасли птицеводства (производство яиц и мяса птицы), молочного животноводства, свиноводства, поддержку производства овощей открытого и защищенного грунта, производство рисовой и гречневых круп.

Республика Бурятия

С началом реализации программы «Дальневосточный гектар» в Республике Бурятия, в настоящее время можно отметить хорошую перспективу развития сельского хозяйства, в том числе, фермерских хозяйств и ЛПХ на данных территориях.

Приоритетными направлениями деятельности на данных территориях могут стать пчеловодство, выращивание лекарственных растений, тепличные хозяйства. Вместе с тем, наличие земельного участка площадью 1 гектар недостаточно для развития мясного и молочного животноводства в связи с отсутствием возможности заготовки достаточного объема кормовой базы для разводимого поголовья скота, либо для его увеличения.

Существующая государственная поддержка в рамках мероприятий по предоставлению грантовой поддержки «Начинающий фермер», «Развитие семейной фермы», «Агростартап» предполагает увеличение объемов производства продукции в течение не менее 5 лет с момента получения грантов и требует наличия, либо увеличение имеющихся площадей земельных ресурсов.

Государственная поддержка по направлениям «Садоводство», «Картофелеводство», «Овощеводство», «Растениеводство и кормопроизводство» предоставляется от 1 до 100 га. посевных площадей соответственно. Важными условиями для эффективного развития сельского хозяйства являются также благоприятные для ведения сельского хозяйства территории.

Особое развитие может получить система сельскохозяйственной кооперации в рамках программы «Дальневосточный гектар». Объединения фермеров в кооперативы позволит сосредоточить финансовые, человеческие ресурсы, минимизировать затраты, увеличить производство конкурентоспособной продукции, ее сбыт тем самым повысить благосостояние членов кооперативов. Существующие меры поддержки в рамках мероприятий федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» показали свою эффективность на примере таких кооперативов как «Сумья», «Хамтаа», «Бобровский», «Тамир» и их членов, модернизирующих свои производства и развивая материальнуо-техническую базу своих фермерских хозяйств.

Финансирование из федерального бюджета, предоставляемое Республике Бурятия до 2024 года, составляет 444,5 млн. рублей.

Основной целью реализации федерального проекта является повышение эффективности деятельности малых форм хозяйствования через сельскохозяйственную кооперацию. По итогам реализации всех мероприятий федерального проекта по Республике Бурятия к 2024 году планируется получить следующие результаты:

- 123 К(Ф)Х получат поддержку в виде гранта для развития собственного производства и кооперативов;

- ежегодно будет создаваться не менее одного кооператива;

- в крестьянских фермерских хозяйствах будет создано 246 новых постоянных рабочих мест;

- не менее 1426 ЛПХ и КФХ станут членами кооперативов и смогут реализовывать свою продукцию организованно и по приемлемой цене.

Сахалинская область

В 2017 году разработан и успешно реализуется порядок предоставления господдержки физическим лицам - гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, участникам программы «Дальневосточный гектар» по двум направлениям:

1. Субсидия в части приобретения техники по договорам лизинга, заключенным на срок не менее 3 лет. С 2017 года заключены 33 договора на поставку 142 единиц техники, сумма выплаченной субсидии составила 9,43 млн рублей.

2. Предоставление гранта на приобретение с/х животных, семенного материала, минеральных удобрений, строительного материала и осуществление иных расходов, связанных с сельскохозяйственным производством из расчета не более 100,0 тыс. рублей на одного грантополучателя.

За период реализации данной мерой поддержки воспользовались 239 получателей на сумму 23,8 млн руб.

 

Хабаровский край

Государственной программой края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства края от 17.08.2012 № 277-пр (далее – государственная программа), предоставление специальных мер поддержки получателям "Дальневосточных гектаров" не предусмотрено.

Вместе с тем, в рамках государственной программы Правительством края оказывается грантовая поддержка крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее – К(Ф)Х), в том числе планирующим осуществлять сельскохозяйственную деятельность на земельных участках, полученных по программе "Дальневосточный гектар".

За период 2017 – 2019 годов 47 получателей "Дальневосточного гектара" воспользовались грантовой поддержкой К(Ф)Х, в том числе:

- грант начинающим фермерам – 32 К(Ф)Х;

- грант на развитие семейных животноводческих ферм –

8 К(Ф)Х;

- грант на развитие животноводческих ферм молочного направления – 7 К(Ф)Х.

Общий размер оказанной поддержки за три года составил 337,6 млн. рублей.

В 2020 году грантовая поддержка оказана двум получателям "Дальневосточного гектара" на общую сумму 27,2 млн. рублей (в т.ч. грант на развитие семейных ферм – 3,2 млн. рублей, грант на развитие животноводческих ферм молочного направления – 24,0 млн. рублей).

Чукотский автономный округ

В целях повышения конкурентоспособности дальневосточного гектара для ведения сельского хозяйства и развития фермерских хозяйств государственными программами Чукотского АО предусмотрены следующие меры поддержки:

- гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (от 1 500 000 до 3 000 000 рублей);

- гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проекта «Агростартап»;

- предоставление поручительств по кредитным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, в период 2017-2019 годы получатели «дальневосточных гектаров» получили 3 гранта на развитие КФХ и 3 гранта на реализацию проекта «Агростартап» на общую сумму чуть более 9 млн.руб.

Также в 2019 году один из участников программы «Дальневосточный гектар» для реализации проекта по созданию птицефермы в г.Певек получил кредит в МСП- банке 8 млн. руб. под поручительство Фонда развития экономики, как региональной гарантийной организации, сумма гарантии составила 5,6 млн. рублей и субсидию на развитие птицеводства в размере 2, 3 млн. руб.

 

2. Региональный опыт повышения конкурентоспособности дальневосточного гектара для улучшения условий предпринимательской деятельности

Еврейская автономная область

На территории Еврейской автономной все меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, консультационная, образовательная, информационная и др.) рассчитаны на всех нуждающихся в такой поддержке, в том числе и для получателей дальневосточного гектара, и предоставляются не зависимо от видов экономической деятельности получателя поддержки.

В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от 24.12.2019 № 082-09-2020-547 из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области предусмотрены субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в 2020 году – 13,6 млн. рублей, в 2021 году – 10,2 млн. рублей, что ниже уровня бюджетных ассигнований выделенных из федерального бюджета в 2020 году на 3,4 млн. рублей.

Участниками мероприятия могут являться граждане, получившие право на земельный участок по национальной программе «Дальневосточный гектар».

Проблема. Выделенных средств недостаточно для удовлетворения желающих в получении грантов «Агростартап» на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.

Забайкальский край

На территории Забайкальского края востребованность земельными участками для улучшения условий предпринимательской деятельности на данный момент не востребовано в связи с тем, что условия и порядок предоставления мер поддержек сложен и не понятен простому обывателю.

Камчатский край

На территории Камчатского края отсутствует опыт повышения конкурентоспособности «Дальневосточного гектара» для улучшения условий предпринимательской деятельности. В связи с маленьким процентом освоения гражданами «Дальневосточных гектаров».

Приморский край

Постановлением Администрации Приморского края от 27 декабря 2019 года № 933-па утверждена государственная программа Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020-2027 годы», подготовлены новые и откорректированы действующие Порядки предоставления субсидий и грантов. В отборе на получение субсидий имеют право участвовать все сельскохозяйственные товаропроизводители Приморского края при условии их обращения в министерство. Государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей можно разбить на 2 основных блока: компенсация затрат; грантовая поддержка.

Компенсация затрат осуществляется по следующим направлениям: приобретение с/х техники, оборудования, племенного скота от 30% до 70% от затрат в зависимости от видов. Компенируются затраты по производству сельскохозяйственной продукции на приоритетные направления (на производство молока, мяса птицы, свинины, яйца, овощи защищенного грунта и другие).

Для ввода в оборот залежных земель и проведения мелиоративных работ предусмотрены субсидии на культуртехнические мероприятия, строительство мелиоративных систем, известкование от 70% до 90% от затрат

Осуществляется взаимодействие с Минсельхозом России и уполномоченными банками по предоставлению льготных кредитов сельхозтоваропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, в том числе малым формам хозяйствования. Грантовая поддержка (бюджетные средства на планируемые затраты) предоставляется по направлениям: поддержка начинающих фермеров, развитие семейных ферм, поддержка фермеров по направлениям Агростартап, и развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Республика Бурятия

Субъекты МСП получившие дальневосточный гектар:

а) пользуются услугами ЦПП «Мой бизнес»:

- проходят бесплатное обучение по ведению бизнеса;

- получают услуги по разработке бизнес-планов, по подготовке рекламных продуктов, по проведению инженерных изысканий и сертификации (декларированию) готовой продукции и др.;

- получают консультационные услуги по ведению бизнеса.

б) пользуются услугами Гарантийного фонда РБ:

- поручительство по кредитам в коммерческих банках, Банк «МСП»

- работа с РЛК по получению льготного лизинга;

- работа с МСП «Банк».

в) пользуются льготными микрозаймами, выдаваемыми Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства РБ, в том числе и под поручительство Гарантийного фонда РБ.

На сегодняшний день, меры государственной поддержки получателям «дальневосточных гектаров» осуществляется в рамках иных программ в зависимости от выбранного гражданином вида деятельности (сельское хозяйства, предпринимательство, жилищное строительство и т.д.).

Однако, указанные программы в основном мало применимы к освоению «дальневосточных гектаров».

В данном случае требуются целевые программы, прямо направленные на оказание поддержки получателям «дальневосточного гектара:

-предоставление государственной поддержки в виде субсидий при строительстве индивидуальных жилых домов на дальневосточных гектарах;

-введение целевых грантов на создание и развитие малого и среднего бизнеса на дальневосточных гектарах.

Сахалинская область

В рамках реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная политика в Сахалинской области» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, участников программы «Дальневосточный гектар», с 2017 года оказываются меры поддержки:

- возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования индивидуальными предпринимателями. Данной мерой поддержки воспользовались 11 получателей на сумму 11,14 млн рублей;

- возмещение затрат на открытие собственного дела начинающим субъектам малого предпринимательства. Данной мерой поддержки воспользовались 19 получателей на сумму 7,3 млн рублей;

- возмещение затрат субъектам малого предпринимательства на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и первого взноса при заключении договора лизинга. Данной мерой поддержки воспользовались 4 получателя на сумму 0,45 млн рублей;

- возмещение затрат субъектам малого предпринимательства на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Данной мерой поддержки воспользовался 1 получатель на сумму 0,1 млн рублей;

- возмещение затрат по оплате образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства. Данной мерой поддержки воспользовались 7 получателей на сумму 0,1 млн рублей;

- возмещение затрат на осуществление деятельности по предоставлению услуг дополнительного образования детей. Данной мерой поддержки воспользовался 1 получатель на сумму 0,4 млн рублей;

- предоставление микрозаймов по приоритетным видам деятельности для граждан, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей. Данной мерой поддержки воспользовались 4 получателя на сумму 7,0 млн рублей.

Чукотский автономный округ

В Чукотском АО около 5% получателей «дальневосточного гектара» используют землю для развития бизнеса.

В случае использования земельного участка для предпринимательства в округе предусмотрен комплекс мер финансовой, имущественной, консультационной и гарантийной поддержки в рамках государственных программ Чукотского автономного округа. При предоставлении грантов на создание собственного бизнеса выделена приоритетная целевая группа получателей субсидий – участники программы «дальневосточный гектар».

Наиболее востребованы - гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, субсидии на финансовую поддержку субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сельской местности и бесплатные консультационные и обучающие мероприятия.

Ежегодно мерами поддержки пользуются около 25 граждан, получателей земельных участков в рамках реализации программы.

 

3. Административные барьеры, препятствующие реализации национальной программы «Дальневосточный гектар»

Амурская область

Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект, который предусматривает в качестве залогового имущества для участников программы «Дальневосточная ипотека» земельный участок, предоставленный в рамках закона о «Дальневосточном гектаре», досрочно переданный в собственность.

С момента регистрации права собственности на земельный участок у граждан возникает обязанность по уплате земельного налога (0,3% кадастровой стоимости земельного участка). Предлагаем рассмотреть возможность оказания гражданам дополнительной меры государственной поддержки в виде освобождения от уплаты земельного налога до момента окончания действия кредитного договора

Еврейская автономная область

а) Отсутствие актуальных сведений в Едином государственном реестре (ЕГРН) о границах земельных участков, неполное совпадение фактических границ участков с кадастровыми планами;

б) невозможность снятия с кадастрового учета земельных участков, по которым приняты решения о предоставлении в безвозмездное пользования и договоры, по которым до настоящего времени не подписаны гражданами;

в) пересечение или совпадение с границами земельных участков, принадлежащие третьим лицам, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН. Вопрос о восстановлении нарушенных прав граждан решается только в судебном порядке.

Забайкальский край

а) нет актуальных сведений в Едином государственном реестре (ЕГРН) о границах земельных участков, неполное совпадение фактических границ участков с кадастровыми планами;

б) невозможность снятия с кадастрового учета земельных участков, по которым приняты решения о предоставлении в безвозмездное пользования и договоры, по которым до настоящего времени не подписаны гражданами;

в) пересечение или совпадение с границами земельных участков, принадлежащие третьим лицам, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН. Вопрос о восстановлении нарушенных прав граждан решается только в судебном порядке.

Камчатский край

Основной проблемой, которая препятствует успешному освоению «Дальневосточного гектара» является отсутствие инженерной инфраструктуры на земельных участках и невозможность приступить к освоению земельных участков в виду несоответствия вида деятельности, выбранной гражданином, документам территориального планирования. Также при предоставлении земельных участков в границах муниципальных образований на территориях, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, возникают проблемы, связанные с невозможностью использования земельного участка в соответствии с выбранными гражданами видами разрешенного использования в связи с несоответствием их видам использования, установленным Правилами землепользования и застройки.

Строительство инфраструктуры к образованным агломерациям компактно расположенных земельных участков невозможно организовать без внесений соответствующих изменений в документы территориального планирования. Для внесения изменений в Правила землепользования и застройки поселений также необходимо внести соответствующие изменения в Генеральные планы поселения.

Длительные сроки согласования проектов корректировок Генеральных планов не позволяют в оперативном порядке утвердить документы территориального планирования и приступить к разработке проектно-сметной документации.

Республика Бурятия

На сегодняшний день, программой «Дальневосточный гектар» предусмотрена максимально упрощенная процедура предоставления «дальневосточного гектара». Единственным моментом остается необходимость гражданина направлять подписанные договоры безвозмездного пользования в адрес уполномоченного органа нарочно или посредством почтовой связи, что увеличивает процедурные сроки. В данном случае завершающим этапом была бы возможность предоставления гражданам для получения услуг электронной цифровой подписи на бесплатной основе.

Сахалинская область

 Согласно пункту 6.1 статьи 2 Федерального Закона РФ от 01.05.2016 № 119-ФЗ гражданину до истечения пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование земельный участок предоставляется в собственность при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность бесплатно, при условии, что на таком земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства, который принадлежит этому гражданину на праве собственности и соответствует требованиям к минимальным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным критериями использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, установленными в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Ввиду отсутствия критериев использования земельных участков, предоставленных гражданам в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар», оформление в собственность или аренду таких земельных участков в настоящее время не представляется возможным7,0 млн рублей.

Хабаровский край

На сегодняшний день многие граждане не определились с видами разрешенного использования предоставленных земельных участков.

Выявлены случаи преждевременного выбора вида разрешенного использования в течение первого года безвозмездного пользования земельным участком, по прошествии которого отсутствует возможность изменить вид разрешенного использования на более приемлемый (оптимальный) с учетом установления земельного налога, зависящего от кадастровой стоимости земельного участка, на которую в большей степени влияют вид разрешенного использования, площадь и местоположения такого земельного участка.

Кроме того, согласно части 22 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ декларацию об использовании земельного участка гражданину необходимо предоставить по истечению трех лет, в связи с чем целесообразно увеличение до трех лет срока направления уведомления о выборе вида разрешенного использования земельного участка.

 

 

Вопрос обсуждался на совместном заседании Совета Ассоциации и Экспертного совета.

Принятые решения размещены на официальном сайте.

Приглашаем к обсуждению тематики и благодарим за высказывания и предложения.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии.

Официальный интернет-портал правовой информации