О реализации региональных программ снижения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2 раза по сравнению с показателями 2017 года в субъектах Дальневосточного федерального округа (на 01.07.2021)

01 июля 2021

Еврейская автономная область

В 2020 году утвержден План мероприятий («дорожная карта») по снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения области в 2020 году составила 24,0 процента.

С июня 2020 года, в соответствии с законом области от 30.03.2020 № 534-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Еврейской автономной области» семьям, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, предоставляется ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

В 2020 году доля детей в возрасте от трех до семи лет, в отношении которых предоставлена данная выплата, составила 64,8 процента от общей численности детей указанного возраста.

Прогнозно в 2021 году доля детей в возрасте от трех до семи лет, в отношении которых предусмотрена данная выплата, составит не менее 58 процентов.

Забайкальский край

Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 февраля 2021 года № 28 утверждена региональная программа Забайкальского края «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума».Над реализацией этой задачи работает межведомственная рабочая группа по мониторингу реализации региональной программы под председательством первого заместителя председателя Правительства Забайкальского края.

Основной целью региональной программы является обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение в два раза уровня бедности в Забайкальском крае до 9,2 % к 2030 году (в 2019 – 21,5%, оценка 2020 года – 21,0 %, план 2021 г. – 21,1 %).

Соисполнителями региональной программы являются исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, Управление Федеральной службы судебных приставов.

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края осуществляет текущую работу по координации деятельности соисполнителей региональной программы.

В Забайкальском крае 365 тыс. человек являются получателями социальных выплат, 34,5% от общей численности населения края или каждый третий житель. В 2020 году на социальные выплаты израсходовано 13,4 млрд. рублей общего объема финансирования из бюджетов разного уровня.

Наибольшая сумма средств выплачена семьям с детьми с целью улучшения их материального благополучия:

- ежемесячные региональные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет на общую сумму 3 435,9 млн. рублей;

- ежемесячные региональные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, финансовая поддержка при рождении детей в рамках НП «Демография» на общую сумму 2 263,6 млн. рублей;

- доплата на несовершеннолетних детей в размере 3,0 тыс. рублей безработным гражданам.

Также осуществлялись выплаты другим категориям нуждающихся граждан:

- пособие по безработице ежемесячно получали более 27,0 тыс. безработных граждан, общая сумма средств составила 1 899,9 млн. рублей;

- региональная доплата к пенсии до прожиточного минимума на общую сумму 1 460,7 млн. рублей.

В 2021 году особое внимание уделяется повышению качества, доступности и эффективности социальной поддержки населения, в том числе при предоставлении мер поддержки семьям с детьми (большую долю граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума составляют семьи с детьми; наиболее тяжелое положение в многодетных семьях, из них 83% являются малоимущими).

План реализации региональной программы состоит из комплекса межведомственных мероприятий, направленных на решение следующих задач:

1. Создание рабочих мест и благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства.

2. Повышение уровня доходов и уровня жизни граждан (в частности, индексация заработной платы работников бюджетной сферы; проведение мониторинга показателей уровня погашения задолженности по невыплате заработной платы перед работниками организаций Забайкальского края; проведение мероприятий по недопущению роста уровня регистрируемой безработицы; организация работы по снижению неформальной занятости и легализации «теневых» доходов; предоставление компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях; активизация деятельности судебных приставов по взысканию алиментов и др.).

3. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам (в том числе предоставление социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; реализация дополнительных мер социальной поддержки семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Забайкальском крае; осуществление региональной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера и др.).

4. Развитие системы социального контракта.

В связи с тем, что основная доля бедных – это семьи с детьми (более 70% в общей численности бедных), то и основным инструментом адресной работы в целях снижения бедности семей является социальный контракт.

5. Организация социальной адаптации малоимущих граждан (в частности, предоставление услуг физкультурно-спортивных организаций на льготных условиях; предоставление бесплатного (льготного) посещения мероприятий, проводимых учреждениями культуры; обеспечение бесплатным доступным дополнительным образованием, в т.ч. с использованием дистанционных технологий, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малоимущих семей в возрасте от 5 до 18 лет; обустройство спортивных площадок, приобретение спортивного инвентаря, антивандальных тренажеров).

Приморский край

По данным Росстата, уровень бедности за 2017 год составил 14,9% (286,5 тыс. человек). В 2020 году данный показатель был равен 13% (246,5 тыс. человек).

В Приморском крае среднедушевые денежные доходы населения за 2020 год составили 37 342 рубля в месяц и увеличились к прошлому году (36 883 рубля) на 1,2%.

В I квартале 2021 года среднедушевые денежные доходы населения составили 34 999 рублей в месяц и увеличилиськ соответствующему периоду прошлого года (34 008 рублей) на 2,9%.

Реальные денежные доходы (доходы, скорректированныена индекс потребительских цен), по оценке, за I квартал 2021 годапо сравнению с соответствующем периодом предыдущего года снизились на 2,9%, 97,1% к аналогичному периоду 2020 года.

Основной долей в структуре доходов (69,9%) является оплата труда.По данным Приморскстата, за I квартал 2021 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций увеличилась на 4,8% к соответствующему периоду предыдущего года и составила 49 735,4 рубля, что ниже планана 1,1 п.п. (план – 105,9%). Реальная заработная плата составила 99,6%, что ниже плана на 2,4 п.п. (план – 102%).Индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги - 105,2%, выше плана на 1,2 п.п. (план – 104%).

В реальном секторе экономики наблюдаются:

замедление темпов роста заработной платы по восьми видам экономической деятельности (сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; обрабатывающие производства; водоснабжение; водоотведение; организация сбора и утилизации отходов; деятельность по ликвидации загрязнений; торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; деятельность финансовая и страховая; деятельность по операциям с недвижимым имуществом; деятельность профессиональная, научная и техническая; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение);

снижение заработной платы по трем видам экономической деятельности (строительство; деятельность в области информации и связи; деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений);

отмечен рост заработной платы выше планируемого среднекраевого уровня по пяти видам экономической деятельности (обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; транспортировка и хранение; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; образование; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг).

При опережающей динамике роста цен на товары и услуги существуют серьезные риски снижения реальной заработной платы, реальных денежных доходов.

В бюджетной сфере продолжается повышение оплаты труда отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации.С 01.10.2020 проведена индексация заработной платы работников краевых государственных учреждений бюджетной сферы на 3,7%.С 01.01.2021 минимальный размер оплаты труда установлен исходя из величины медианной заработной платы и составил 12 792 рубля (увеличение к предыдущему размеру на 5,5%).

Республика Бурятия

В целях исполнения пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» - снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года, подготовлена Программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия»

Уровень бедности на территории Республики Бурятия

Показатели

2018

2019

2020

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения

19,1%

20,1%

20,0%

В рамках выполнения показателей по снижения бедности Министерством труда и социальной защиты РФ установлены следующие индикаторы.

Целевое значение показателя

2021

2022

2023

2024

2025

2030

23,1

21,4

19,7

18,1

17,0

10,5

Снижение денежных доходов населения обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем инфляции:

- в 2018 г. номинальный рост доходов составил 101,5 %, ИПЦ 103,1 % перекрыл этот положительный рост, и, в результате, реальные доходы населения снизились на 2,2 %;

- в 2019 г. номинальный рост доходов 105 % также был нивелирован ИПЦ 105,8 %. Реальные доходы снизились на 0,8 % к предыдущему году (к 2017 г. – на 3 %);

- в 2020 г. номинальный рост доходов составил 101,4 %. Но при инфляции 104,6 % реальные доходы упали еще на 3 % к 2019 г., и на 5,8 % к 2017 г.

В составе денежных доходов населения Республики Бурятия значительную долю занимают «прочие доходы», не распределенные по статьям формирования денежных доходов (5 % - 12 % от общей суммы доходов).Прочие доходы включают в себя, прежде всего, не декларируемые доходы и заработную плату, которая большей частью распространена в малом бизнесе и в таких видах экономической деятельности как сельское хозяйство, торговля, сфера услуг.

Именно малый бизнес в большей степени пострадал от ухудшения общей экономической ситуации в целом по России, начавшегося в 2014 г. и усугубленного последствиями коронавирусной инфекции в 2020 г.

Снижение денежных доходов населения обуславливает высокий уровень бедности в Республике Бурятия.

Мероприятия для роста реальных денежных доходов населения:

1. Реализация программы «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия».

2. Легализация трудовых отношений.

3.Легализация заработной платы работников.

Реализация Программы «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия» разделена на 2 этапа (2021-2025гг. и 2026-2030гг.).В Программе предусмотрены 4 блока, в каждом из которых определены мероприятия, обеспечивающие исполнение установленных показателей. Основной акцент основан на следующих блоках:

1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции.

Мероприятия направлены на увеличение заработной платы работников (в 2021 году для категории работников, попадающих под майские указы, предусмотрено 679453,7 тыс. рублей, на реализацию мероприятий активной политики занятости).

В целях восстановления численности занятого населения Республики Бурятия до уровня показателей допандемического периода Правительством Республики Бурятия утвержден План мероприятий, направленных на восстановление численности занятого населения в Республике Бурятия.Заключено и реализуется Соглашение о реализации мер данных мер между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Республики Бурятия. Планируется проведение ежегодной индексации заработной платы работников бюджетной сферы, не входящих в отдельные категории работников бюджетной сферы, на индекс потребительских цен.

2. Повышение минимального размера оплаты труда с учетом величины медианной заработной платы

3. Работа по замедлению роста цен.

4. Мониторинг отраслевыми органами исполнительной власти тенденций развития отраслей в течение года.

Хабаровский край

Хабаровский край входит в пятерку регионов Дальневосточного федерального округа с самым низким уровнем бедности (занимает четвертое место после Магаданской области – 8,7 %).

По данным Росстата в Хабаровском крае за чертой бедности проживает 157,9 тыс. человек (12,0 % от всего населения региона).

Благодаря государственной финансовой поддержке населения во время пандемии в 2020 году число бедных в крае удалось сократить на 3,9 тыс. человек (на 0,2 п.п.).

В Хабаровском крае реализуется региональная программа по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (утверждена распоряжением Правительства края от 31 марта 2021 г. № 229-рп,) мероприятия которой заложены до 2030 года.

Учитывая, что более половины малоимущего населения края занято в экономике и находятся в трудоспособном возрасте, региональная программа, в первую очередь, направлена на повышение доходов трудоспособного населения

за счет:

- индексации оплаты труда работников бюджетной сферы;

- создания новых высокооплачиваемых рабочих мест;

- недопущения роста уровня безработицы;

- развития самозанятости;

- поддержки предпринимательской инициативы.

Основную долю малоимущих граждан составляют семьи, воспитывающие детей. Исходя из этого, ключевым направлением региональной программы является поддержка семей с детьми, в том числе на основании социального контракта.

Для тех, кто по объективным причинам не в состоянии трудиться, региональной программой предусмотрены:

- региональные социальные доплаты к пенсии;

- индексация социальных выплат, предоставляемых из краевого бюджета;

- предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По прогнозу, выполнение мероприятий региональной программы позволит снизить уровень бедности в 2021 году на 0,3 п.п. до 11,7 %, а к 2030 году сократить его вдвое по сравнению с 2017 годом – до 6,2 % от общей численности населения

Чукотский автономный округ

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» утверждена Региональная программа Чукотского автономного округа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Чукотском автономном округе на 2021-2030 годы» (Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 9 февраля 2021 года № 39-рп).

Ожидаемые результаты реализации программы: устойчивый рост реальных денежных доходов населения в Чукотском автономном округе и снижение уровня бедности в Чукотском автономном округе в два раза по сравнению с показателем 2017 года.

Региональной программой предусмотрено снижение к 2030 году показателя численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения до уровня 5,2%. По предварительным данным по итогам 2020 года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Чукотском автономном округе составила 4,0 тысяч человек, или 8,0 процентов от общей численности населения, что ниже соответствующего показателя 2019 года на 0,5 п.п. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в регионе по предварительным данным по итогам 2020 года на 4,1 п.п. ниже значения данного показателя по Российской Федерации и на протяжении последних лет является одним из минимальных значений среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Регион устойчиво входит в десятку лидеров по минимальному значению среди субъектов Российской Федерации.

К мероприятиям Региональной программы, направленным на обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов граждан относятся:

1. Мониторинг достижения индикативных показателей средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с майскими Указами Президента Российской Федерации.

По итогам 2020 года показатели роста заработной платы отдельных категорий работников выполнены по всем категориям с учетом допустимого отклонения от целевых показателей в пределах 5% (за исключением педагогических работников учреждений дополнительного образования детей - процент исполнения 94,9).

2. Обеспечение проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы. С 1 октября 2021 года оклады (должностные оклады) работников всей бюджетной сферы Чукотского автономного округа будут проиндексированы на 3,8%.

3. Мониторинг состояния задолженности по заработной плате на предприятиях и организациях Чукотского автономного округа. В Чукотском автономном округе мониторинг осуществляется на постоянной основе, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу просроченная задолженность по заработной плате по обследуемым видам экономической деятельности по состоянию на 1 мая 2021 года отсутствует.

4. Предоставление мер социальной поддержки малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми.

5. Мероприятия в сфере обеспечения занятости и развития рынка труда.

 

Приглашаем принять участие в обсуждении данной темы.

Если Вы хотите стать автором статьи - присылайте свои материалы на адрес Исполнительной дирекции ассоциации asoc@adm.khv.gov.ru с пометкой "Для размещения в электронном журнале на сайте".

Официальный интернет-портал правовой информации