Еврейская автономная область: социально-экономическое положение и добыча россыпного золота

04 июня 2021

А.Л. Абрамов,
Г.В. Вишняк, Н.Н. Матвиенко

 

Еврейская автономная область: социально-экономическое положение и добыча россыпного золота[1]

 

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» продолжает научно-исследовательскую работу (НИР) на тему «Снижение негативного воздействия на окружающую среду (ОС) от добычи россыпного золота в Амурском экорегионе» в рамках гранта №WWF1425/RU013610, предоставленного МАДВиЗ Всемирным фондом природы в составе проекта «Продвижение основных направлений защиты окружающей среды России за счет вовлечения общественности» («Люди – природе»).

В рамках интегрированной пространственной эколого-экономической модели, дающей возможность оценить «эффективность для общества» разработки россыпных месторождений золота и определить количественные показатели оптимальных параметров россыпной золотодобычи[2], решался комплекс задач по анализу социально-экономическое положение и добычи россыпного золота в регионах ДФО, граничащих с КНР, в частности Еврейской автономной области.

Краткая характеристика. Еврейская автономная область - субъект Российской Федерации, входит в состав ДФО, граничит на юге с КНР (по реке Амур), на западе — с Амурской областью, на востоке — с Хабаровским краем. ЕАО — единственный субъект Российской Федерации, имеющий статус автономной области.

Климат умеренный, муссонный[источник не указан 211 дней]. Зима малоснежная и холодная (средняя температура января — от −19 °C на крайнем юго-западе в Амурзете до −25 °C в горах), лето тёплое и влажное. Значительное влияние на климат оказывает рельеф местности. В течение года выпадает 600—700 мм осадков, причём около 75 процентов осадков — в период с мая по сентябрь.

Рис. 1. - Еврейская автономная область на карте Российской Федерации

Численность населения области по данным Росстата составляет 156492 чел. (2021). Плотность населения — 4,31 чел./км². ЕАО — один из самых малонаселённых субъектов РФ. Городское население — 69,45 % (2020).

Рис. 2. - Динамика численности населения Еврейской Автономной области

Источник: Оценка численности постоянного населения на 1 января 2020 г. и в среднем за 2019 год. https://www.gks.ru/storage/mediabank/Popul2020.xls

 

Согласно Закону «Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области», субъект РФ включает следующие административно-территориальные единицы[3] (рис. 3): 1 город областного значения - Биробиджан, 5 районов: (1) Биробиджанский, (2) Ленинский, (3) Облученский, (4) Октябрьский, (5) Смидовичский. Административным центром АО является город Биробиджан.

Административно-территориальные единицы (город областного значения и районы) делятся на территориальные единицы — городские и сельские населённые пункты.

Рис. 3. - Административно-территориальное устройство Еврейской Автономной области

 

На территории Еврейской автономной области выявлены и разведаны месторождения более 20 видов полезных ископаемых, в том числе крупные месторождения железа, марганца, олова, золота, графита, брусита, магнезитов, цеолитов, стройматериалов, имеются целебные минеральные источники.

Олово. Основные оловорудные районы на территории области — Хинганский и Сутаро-Биджанский, в пределах которых известны 14 месторождений. Добычу и обогащение самого дешёвого в России олова на Хинганском месторождении ведёт комбинат «Хинганолово». Кроме олова, в рудных телах содержатся медь, свинец, цинк, мышьяк, висмут, сурьма, серебро, молибден, золото.

Марганцевые руды. Сосредоточены в крупном Южно-Хинганском месторождении. Залегают вместе с железными рудами. Разведано два месторождения: Биджанское (в верховье реки Биджан в 60 км к югу от Биракана, содержание марганца — 18,4 %, разведанные запасы — 6 млн т) и Южно-Хинганское (разведанные запасы — около 9 млн т, содержание марганца в рудах — около 19,2—21,1 %).

Рис. 4. - Полезные ископаемые Еврейской автономной области

Источник: Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года //  УТВЕРЖДЕНА постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп  http://docs.cntd.ru/document/550248947 ]

 

Железорудные месторождения. Железорудные месторождения Малого Хингана по своим запасам значительно превосходят марганцевые. Расположены в Облученском районе ЕАО в непосредственной близости (4-16 км) от Транссибирской железнодорожной магистрали. К настоящему времени известно 35 железорудных и железомарганцевых месторождений различного масштаба и 15 рудопроявлений. На крупнейших — Кимканском, Сутарском и Костеньгинском месторождениях железных руд — проведены разведочные работы. Уточнённые запасы железных руд составляют около 2,7 млрд т.

Золото. В Малом Хингане золото добывалось со второй половины XIX столетия. В настоящее время золотоносные месторождения разрабатываются в основном гидравлическим способом из террасовых отложений в бассейне р. Сутары в верховьях р. Биры. Наиболее перспективной представляется южная, приграничная часть территории. По предварительным геологическим данным, здесь возможно обнаружение коренных месторождений рудного золота.

 

Таблица 3. - Сравнительная характеристика обеспеченности Еврейской автономной области запасами некоторых полезных ископаемых

Источник: Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года // УТВЕРЖДЕНА постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп

http://docs.cntd.ru/document/550248947

 

Графит. Одним из крупнейших в мире является Союзненское месторождение графита. Залежи графита высокого качества позволяют вести добычу открытым способом.

Цеолиты. Радденское месторождение цеолитов с прогнозируемыми ресурсами в объеме около 50 млн тонн располагается на берегу реки Амур в благоприятных для разработки условиях.

Фосфориты. В качестве фосфатных удобрений могут быть использованы месторождения фосфоритов Падь Тигровая, расположенные к югу от станции Биракан. Общие геологические запасы — около 1 млн т.

На территории ЕАО разведано Хинганское месторождение базальтов, применяемых в каменном литье. Предварительно изучено Унгунское месторождение гранита.В пределах ЕАО известно Союзненское месторождение минеральных красок и четыре их проявления. Определённый интерес представляют проявления Охринское, Баранихинское, Лысая Грива, Столбовское, но они слабо изучены. Месторождения вулканических стёкол — Падь Федосеиха и Раддевское — имеют благоприятные горнотехнические и гидрологические условия для открытой разработки.

Экономический обзор. За последние 10 лет Валовый Региональный Продукт Еврейской Автономной Области вырос почти в два раза – с 31,6 млрд руб. в 2010 до 60 млрд. руб. в 2019 г. При этом периоды роста эпизодически сменялись спадом, как например имело место в 2012-2013 гг. (Рис. 4).

Экономика области представлена в основном сельско-хозяйственным и транспортным сектором. В целом, как и в соседних субъектах федерации структура ВРП здесь носит черты сырьевой направленности при крайне слабом развитии  производств с высокой добавленной стоимостью (Рис 6).

Рис. 5. - Динамика Валового регионального продукта Еврейской Автономной области за период 2010 по 2019 гг., млн. руб.

Источник: официальный портал органов государственной власти Еврейской Евтономной Области // ЕАО в цифрах https://www.eao.ru/o-eao/eao-v-tsifrakh-/

 

Приоритетными направлениями развития экономики области являются формирование горно-металлургического, машиностроительного, транспортного энергетического, агропромышленного, туристско-рекреационного комплексов. При этом непосредственно на добычу полезных ископаемых приходится менее 1% ВРП.

Рис. 6. Структура Валового регионального продукта Еврейской Автономной  области в 2018 гг., млн. руб.

Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики РФ  / РЕГИОНЫ РОССИИ

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2018

 

Стратегические цели и принципы социально-экономического развития Еврейской Автономной Области. В Стратегии социально-экономического развития области на период до 2030 года определены следующие приоритеты[4]:

  1. Накопление человеческого капитала, стабилизация населения, повышение уровня его креативности и предприимчивости, рост уровня благосостояния и качества жизни населения.
  2. Создание конкурентоспособной в межрегиональном и внешнеэкономическом обмене региональной экономической системы, интегрированной с соседними регионами Российской Федерации и Китайской Народной Республики, на основе модернизации институциональной и технико-экономической среды, в том числе за счет расширения номенклатуры несырьевого экспорта (продуктов глубокой переработки древесины, продукции черной и цветной металлургии, горнодобывающих предприятий, сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки, продовольствия), активного внедрения и применения информационных и коммуникационных технологий.
  3. Формирование эффективной пространственной организации экономики и социальной системы в области на основе создания связанных эффективной транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктурой полюсов роста, обеспечивающих генерацию агломерационных эффектов и использование естественных пространственно-экономических преимуществ.

С учётом этих приоритетов сформулированы следующие цели развития:

  • накопление человеческого капитала, создание условий для выравнивания уровня доходов населения с эталонными регионами Российской Федерации, формирование комфортной и безопасной среды для проживания населения и ведения экономической и культурно-гуманитарной деятельности;
  • ускоренное развитие ключевых экономических комплексов - драйверов экономического роста, обеспечивающих мультипликативный эффект развития экономики, обеспечение сбалансированного развития комплекса за счет формирования инфраструктуры, обеспечивающей потребности социально-экономического развития области;
  • рациональная пространственная организация на основе формирования полюсов роста;
  • развитие и модернизация институтов, обеспечивающих функционирование экономики области на основе креативного предпринимательства, активных инноваций и социально дружественных инвестиций.

Для достижения обозначенных целей в качестве перспективной экономической специализации  ЕАО выделены следующие отрасли:

- добыча полезных ископаемых;

- лесоводство и лесозаготовки (лесозаготовки);

- обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели;

- металлургическое производство;

- растениеводство и животноводство.

В соответствии с целевым сценарием развития ЕАО прогнозируются следующие макроэкономические параметры.

Объем ВРП области к 2030 г. планируется на уровне 212,3 млрд. руб. с приростом к 2016 г. в сопоставимых ценах в 2,5 раза. Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП Еврейской автономной области, будут добывающие и обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, на долю которого приходится около 70% производимого ВРП.

Экономический рост в области планируется поддержать за счет новых инвестиционных проектов в ведущих отраслях. Объем инвестиций в основной капитал прогнозируется к 2030 г. в сумме 38,2 млрд. руб. с приростом индекса физического объема к уровню 2016 г. на 36,4%.

К 2030 г. планируется значительный рост объемов производства в отраслях промышленности с ростом индекса физического объема промышленного производства к уровню 2016 г. в 2,8 раза.

Сельское хозяйство также останется ведущим сектором экономики региона, индекс производства которого к 2030 г. возрастет в 2,5 раза к уровню 2016 г., в том числе продукции растениеводства в 2,7 раза, продукции животноводства в 1,8 раза.

Стратегия развития горно-металлургического сектора в ЕАО. Приоритетами развития горнодобывающей промышленности в области являются:

- опережающий прирост запасов, поддержка ускоренного развития геолого-разведочных работ;

- повышение уровня конкурентоспособности продукции, в том числе за счет внедрения технологий комплексного извлечения сырья и содействия в привлечении высококвалифицированных кадров;

- содействие максимально эффективной реализации реализуемых долгосрочных проектов по добыче и переработке минерального сырья, в том числе за счет предоставления преференций компаниям, планирующим и осуществляющим переработку полезных ископаемых, с целью формирования цепочек добавленной стоимости на территории области;

- содействие максимально эффективной деятельности перспективных стратегических проектов в сфере недропользования.

Наиболее важным проектом стратегического характера, реализуемым в настоящее время и определяющим масштабы и эффективность экономического развития ЕАО в предстоящей перспективе и предполагающим политическую, информационную, институциональную поддержку, является проект Кимкано-Сутарского ГОКа, предполагающий производство до 8 млн. т железорудного концентрата в год из руды Кимканского и Сутарского месторождений; прирост ВРП области после выхода ГОКа на полную мощность составит 12,3% при том, что будет создано более 1,5 тыс. новых рабочих мест, что увеличит численность занятых в добывающем секторе ЕАО на 60% по сравнению с 2014 г. В первые пять лет после ввода ГОКа в эксплуатацию в бюджет области будет поступать до 500 млн. руб. в год с учетом предоставленных льгот, а после того как ГОК займет прочную позицию в металлургических производственных цепочках России и КНР и выйдет на самоокупаемость, ГОК не только кардинально изменит структуру экономики ЕАО и позволит реализовать значительную часть ее ресурсного потенциала, но и существенно повысит интеграционный потенциал экономики области, так как деятельность ГОК будет вестись в рамках развития Приамурского металлургического кластера и деятельности российско-китайской корпорации IFC, металлургические предприятия которой расположены на Дальнем Востоке России и в КНР.

Важными для использования потенциала горнодобывающей промышленности в ЕАО являются также следующие проекты, осуществляемые в настоящее время:

- производство кристаллического графита на базе Тополихинского участка месторождения Союзное в Октябрьском районе ЕАО (добыча составит 340 тыс. т графитовых сланцев и 40 тыс. т продуктов обогащения в год, что уменьшит зависимость России от импорта данного материала) со строительством в едином комплексе обогатительной фабрики, ТЭЦ мощностью 10 МВт, жилья для персонала, логистического комплекса на железнодорожной станции Унгун для организации отправки произведенной продукции по железной дороге потребителям в регионах России и КНР, а также в направлении дальневосточных морских портов потребителям из стран АТР; реализация данного проекта позволит создать высокотехнологичное производство по выпуску широкого ассортимента продукции из графита;

- освоение разреза "Поперечный" Южно-Хинганского месторождения марганцевых руд позволит ежегодно добывать 150 тыс. т марганцевой руды (с возможностью увеличения добычи до 300 тыс. т) и производить из нее 60 тыс. т марганцевого концентрата.

Реализация стратегических проектов будет способствовать технологической модернизации и диверсификации экономики области, повышению ее конкурентоспособности области с учетом тенденций мировой экономики и роста внутреннего потребления.

Золотодобыча. Еврейская Автономная область относится к регионам с небольшой и нестабильной добычей золота. Ежегодно в области добывается в среднем 60-80 кг золота. Добыча ведётся исключительно в россыпных месторождениях (рис. 7).  Всего за историю области (с 1889 г. по настоящее время) здесь добыто немногим более 12 т золота, из которых 5,7 т считается добытыми «неучтённо».  Рекордный объём добычи был получен в 2000 г. – 190 кг, что послужило основой для разработки специальной «Программы развития золотодобывающей промышленности ЕАО»[5].

Согласно материалам научных исследований, обосновывающих данное Постановление, запасы россыпного золота в ЕАО оценивались в объёме 25 т с прогнозом их увеличения (доисследования) до 35 т. При этом продуктивность промысла определялась в пределах  21-95 гр. на 1 км2.

 

Рис 5. Карта-схема россыпных месторождений золота в ЕАО

Источник: Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского // минеральные ресурсы // Еврейская Автономная область // Карта-схема «Карта распределенного и нераспределенного фонда недр. Благородные металлы (Золото)» https://www.vsegei.ru/ru/info/gisatlas/dvfo/evreyskaya_obl/raspr_f_bl_me...

 

Программа устанавливала целевой ориентир добычи россыпного золота в объём 1 т в год, начиная с 2004 г. Фактически за прошедшие 20 лет добыча не поднималась выше отметки 85 кг.

Доходы бюджетной системы ЕАО и муниципальных образований. Структура фискальных обязательств в золотодобыче. Совокупные финансовые возможности бюджетной системы Еврейской Автономной области в 2019 г. составили 16,4 млрд. руб., из которых 3/4 приходится на бюджет субъекта федерации (рис. 8). Собственные доходы областного бюджета составили 9,3 млрд. руб. Безвозмездные поступления из федерального бюджета - 3,6 млрд. руб.

 

Рис. 8. Доходы бюджетной системы Еврейской автономной области в 2019 г., тыс. руб.

Построено по данным: Закон Еврейской Автономной Области от 4 декабря 2018 года N 346-ОЗ Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.  http://docs.cntd.ru/document/550299248

 

Дефицит областного бюджета составлял 0,17 млрд. руб. (1,4%)[6].

Основные бюджетные параметры золотодобычи в Еврейской автономной области представлены в таблице 4.

         Закупки золота у добывающих компаний после аффинажа проводятся по цене в среднем по 1100 руб. за 1 гр. В 2019 году на месторождениях россыпного золота в Амурской области было добыто 80 килограммов металла. Таким образом, валовая выручка компаний, ведущих добычу, составляет оценочно 0,088 млрд. руб.

Структура образовавшихся в течение финансового года совокупных фискальных обязательств позволяют оценить общую картину бюджетной эффективности золотодобывающих предприятий в Еврейской Автономной области. Таким образом, в общей сложности, фискальные обязательства всех горнорудных компаний, осуществивших в Еврейской Автономной области промысел россыпного золота в 2019 году, в бюджетную систему всех уровней составили 0,01902 млрд. руб.

 

Таблица 2.4.7.2.1. Совокупные фискальные обязательства предприятий осуществлявших добычу рассыпного золота в Еврейской автономной области перед бюджетной системой Российской Федерации в 2019 г. (млрд. руб.)

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

 

0,01091

в том числе

 

Налог на добычу полезных ископаемых (доля РФ)

0,00211

Налог на прибыль (доля РФ)

0,00058

Акциз на топливо

0,00736

НДС

0,00085

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

 

0,00768

в том числе

 

Налог на добычу полезных ископаемых (доля Субъекта)

0,00317

Налог на прибыль (доля Субъекта)

0,00330

Налог на доходы физических лиц (доля Субъекта)

0,00117

Налог на имущество (доля Субъекта)

0,00004

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

 

0,00043

в том числе

 

Налог на доходы физических лиц (доля местных бюджетов)

0,00039

Налог на имущество (доля местных бюджетов)

0,00004

 

Резюме. Совокупные финансовые возможности бюджетной системы Еврейской Автономной области в 2019 г. составили 16,4 млрд. руб., из которых 3,6 млрд. руб. получено в форме безвозмездных поступлении из федерального бюджета.

За этот же период предприятия горнодобывающей отрасли, ведущие добычу РЗ в области, принесли в бюджетную систему региона 0,00768 млрд. руб. и в бюджеты муниципальных образований 0,00043 млрд. руб., что составляет в целом 0,00811 млрд. руб. или 0,15%.

         Количество рабочих мест так же невелико и исчисляется не более 40-50 человек, с невысоким уровнем заработной платы.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что добыча россыпного золота в Еврейской Автономной области является значимым фактором в социально-экономическом развитии региона.

 

[1] Статья написана при поддержке Всемирного Фонда дикой природы

[2] Проект WWF № RU009604-18-20/6/1 5140 «Моделирование экономической и социальной эффективности добычи россыпного золота как лицензируемого вида природопользования в Амурской области».

[3] Закон Еврейской автономной области от 20 июля 2011 года N 982-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области» http://docs.cntd.ru/document/906104675

[4] Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года // УТВЕРЖДЕНА постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп

http://docs.cntd.ru/document/550248947

[5] [Постановление Правительства Еврейской Автономной Области от 28 декабря 1999 года №89 «О программе развития золотодобывающей промышленности ЕАО в 2000 - 2005 годах» http://docs.cntd.ru/document/441653085

[6] Закон Еврейской Автономной Области от 4 декабря 2018 года N 346-ОЗ Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.  http://docs.cntd.ru/document/550299248

ФайлРазмер
Файл Информация в формате Word1.38 МБ
Официальный интернет-портал правовой информации