Окружающая среда и добыча россыпного золота на Дальнем Востоке

14 июня 2021

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» завершила научно-исследовательскую работу на тему «Снижение негативного воздействия на окружающую среду (ОС) от добычи россыпного золота в Амурском экорегионе» в рамках гранта №WWF1425/RU013610, предоставленного МАДВиЗ Всемирным фондом природы в составе проекта «Продвижение основных направлений защиты окружающей среды России за счет вовлечения общественности» («Люди – природе»).

В рамках интегрированной пространственной эколого-экономической модели, дающей возможность оценить «эффективность для общества» разработки россыпных месторождений золота и определить количественные показатели оптимальных параметров россыпной золотодобычи[1], был получены следующие результаты.

На территориях ДФО, граничащих с КНР, расположены четыре золотоносные провинции: Байкало-Витимская, Монголо-Охотская, Алдано-саянская, Сихотеалинская. Согласно существующему административно-территориальному делению, природные запасы этих провинций распределены среди пяти субъектов России: Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского края.

Приоритетными направлениями развития экономики этих регионов являются формирование горно-металлургического, нефте- и газоперерабатывающего, энергетического, агропромышленного, туристско-рекреационного комплексов. При этом непосредственно горнометаллургический сектор в экономике этих регионах занимает относительно небольшую долю (от 1% до 12% процентов ВРП).

Однако каких-либо специальных мер по развития добычи на россыпных месторождениях не предусматривается.

Проведенные расчёты позволяют оценить общую картину фискальных обязательств предприятий, добывающих РЗ в бюджетную систему всех уровней на территории южных регионов ДФО, отчисления которых составляют 4,8 млрд. руб., в том числе 2,1 млрд. руб. в региональные и местные бюджеты.

Принимая во внимание, что в совокупности на этих предприятиях занято менее 1% трудоспособного населения, можно сделать вывод о том, что бюджетная эффективность данного сектора не имеет решающего значения для социально-экономического развития регионов..

Проведенный анализ взаимодействия золотодобывающих предприятия с ОС региона, показал, что при их функционировании образуются значительные промышленные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и деструкция ОС, поэтому требуется уточнение существующей официальной методики оценки нанесенного ущерба.

Любая антропогенная деятельность, в том числе и экономически неэффективная, порождает невосполнимый постоянный ущерб (не зависящий об экономических результатов), в уточненной методике целесообразно обозначить минимально-рациональный объём такой деятельности, с тем чтобы полученный от неё экономический эффект давал бы достаточно средств для осуществления природоохранных мероприятий.

Определяющим и первым по значению фактором, влияющим на размер ущерба ОС, является объём добычи. Анализ и обобщение итогов работы золотодобывающих компаний ДФО позволяет установить линейную зависимость между общим объёмом добычи РЗ в регионах ДФО и тем минимально допустимым с точки зрения экологии размером его годовой добычи одним предприятием, при котором у последнего будет достаточно средств на выполнение всех необходимых природоохранных мероприятий.

Расчёты, выполнение на основе открытых источников информации, позволяют сделать вывод о том, что в существующих экономических условиях такой минимально-рациональный размеры годовой добычи РЗ в 2021 г. находится в пределах от 40 до 90 кг на один участок (ЗК – 81 кг, ХК – 40.93 кг, ЕАО – 0,76 кг), что больше, чем существующие в данный момент размеры лицензий.

Представляется целесообразным учитывать этот норматив в практике работы соответствующих органов власти, осуществляющих регулирование золото добывающей деятельности.

Кроме того, необходимо также осуществлять на постоянной основе всеобъемлющий ежегодный мониторинг антропогенного воздействия золотодобывающих предприятий на окружающую среду в каждом регионе, с тем чтобы оперативно корректировать этот параметр.

 

[1] Проект WWF № RU009604-18-20/6/1 5140 «Моделирование экономической и социальной эффективности добычи россыпного золота как лицензируемого вида природопользования в Амурской области».

Официальный интернет-портал правовой информации